Развивающая предметно-пространственная среда
Мы стремимся создать уникальную среду с уникальным инструментарием для интерактивного социального, интеллектуального, творческого, физического развития детей. Образовательное пространство для развития детей в нашем детском саду организовано с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающей предметно - пространственной среде. Что это значит? Насыщенность среды - разнообразие материалов, оборудования, инвентаря.
Трансформируемость среды - возможность ее изменения в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов детей и их возможностей. Трансформировать пространство в группах можно, используя мягкие модули, скакалки, веревки, которые могут быть разделителями пространства.
Полифункциональность среды - возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы), а также наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (природные материалы, предметы-заместители). В группах имеются полифункциональные предметы: жёлтый мячик может превратиться в яблоко, красный мячик – в помидор, кольца могут заменить руль какого-либо транспортного средства , баночки с йогуртом – микрофон, или гантели, коробочки из-под сока – в шоколадки, печенье, мягкие модули могут стать барабанами, строительным материалом, средствами для плавания.
В каждой группе есть коробка с волшебными предметами, «чудо-коробка» - способствует развитию у детей творческих способностей.
В уголке природы имеется природный материал, который дети могут использовать как дополнительный материал при лепке и как любой предмет-заместитель.
Вариативность среды - наличие различных пространств, которым присуща периодическая сменяемость игрового материала, присутствие разнообразных материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детей. Безопасность среды - группах ежедневно по утверждённому графику функционируют бактерицидные лампы. Вся мебель изготовлена из безопасных сертифицированных материалов, дизайн мебели предусматривает отсутствие острых углов, мебель закреплена, игрушки в исправном состоянии. РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕНТРЫ ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР с различным инвентарем есть в каждой группе. Обеспечивает удовлетворение потребности ребенка в движении и способствует приобщению его к здоровому образу жизни. Центр оснащен дидактическими играми, рисунками, альбомами о спорте, оснащен яркими разноцветными мячами разного размера, массажными мячами, гантелями, обручами, скакалками. Для каждого возрастного периода составлены картотека подвижных игр и комплекс утренней гимнастики. Атрибуты и материалы для подвижных игр, для двигательной деятельности детей имеются также и на прогулочных участках каждой группы, а также - на спортивной площадке.
ЦЕНТР ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ наполнен детским книгами, материалами для творческой деятельности и включает уголки театрализованной деятельности и изо-деятельности, музыкальный уголок, уголок книги. В уголке книги дети с интересом их рассматривают, вспоминают уже знакомые сказки, вместе с воспитателем узнают новые и даже придумывают свои литературные произведения. Книги расположены в доступном месте, поэтому дети могут быть самостоятельными в выборе книг.
Уголок театрализованной деятельности позволяет детям обыгрывать любимые сказки, способствует выявлению и развитию творческих способностей ребенка. Здесь размещены игрушки и разные виды театров: «би-ба-бо», плоскостной настольный театр, пальчиковый театр, тантамареска - все для показа представлений. Дети под руководством педагогов знакомятся с особенностями театральной куклы, осваивают навык работы с ней. В шкафчиках висят разнообразные костюмы, на полочках шапочки, маски и другие театральные атрибуты. Играя в театр, дети объединяются интересной идеей, демонстрируют неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными.
Уголок изобразительной деятельности способствует творческому самовыражению, развитию мелкой моторики, формированию эстетического вкуса, приобретению навыков рисования, лепки у детей. Для этих целей в уголке размещены разнообразные материалы для изобразительного творчества: трафареты, краски, цветные карандаши, восковые мелки, книжки-раскраски, белая и цветная бумага, пластилин, картон, ножницы. Уголок располагается в хорошо освещенных местах в в каждой группе. В музыкальном уголке дети с удовольствием играют на металлофоне, барабане, стучат в бубен, крутят шарманку. Здесь собрана подборка дисков и кассет с аудиозаписями детских песен и мелодий, которые дети любят слушать и подпевать. В музыкальном уголке имеются картотеки различных потешек, пальчиковых игр, картинки с изображением различных музыкальных инструментов, портреты композиторов. ЦЕНТР ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ включает уголки природы и экспериментирования, уголки сенсорного развития и конструирования, речевой уголок. В старшей и подготовительной группах - уголки "Моя страна - моя Россия". В уголке природы и экспериментирования дети знакомятся с комнатными растениями и учатся элементарным способам ухода за ними. Здесь же находятся макеты, дающие первоначальные представления о частях суток, днях недели, календарь погоды, помогающий детям в освоении явлений неживой природы, природный материал для развития детского творчества, а также некоторый материал для проведения экспериментально-исследовательской деятельности (песок, глина, бросовый материал, емкости для воды). Дети могут проводить эксперименты с безопасными материалами, используя имеющиеся в уголке картотеку и схемы экспериментов. Уголок сенсорного развития организован в младшей и средней группах для детей 3-4 и 4-5 лет. В эти возрастные периоды у детей формируются представления о цвете, форме, величине предметов. Игровой материал, который находится в уголке, помогает расширить представления детей о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов, а также развивает мелкую моторику рук, память, внимание. Уголок конструирования - это разнообразные виды конструкторов и кубиков. Материал хранится в специально отведенных местах и при желании используется детьми для создания и обыгрывания разнообразных построек. Рядом с конструктором расположены машинки, игрушки для обыгрывания детских построек. Конструктор можно перемещать в любое место группы и организовывать деятельность, как с подгруппой детей, так и индивидуально. Мобильность данного уголка позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами, а это дает возможность комфортно чувствовать себя в пространстве группы. ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ дает детям возможность проявить себя в ведущем виде деятельности - игре. Сюжетно-ролевая игра - главный спутник детства. В процессе этой игры ребенок может проявить самостоятельность и активность, одновременно, взаимодействуя с другими детьми. В уголке сюжетно-ролевой игры имеются все необходимые предметы и атрибуты для таких игр, как: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Семья», «Школа», «Морское путешествие».
Для организации трудовой деятельности детей в группах есть алгоритмы накрывания на стол, правильного мытья рук, алгоритм одевания. Все игрушки и игровой материал, согласно принципу доступности, размещён на уровне глаз детей и вытянутой руки, чтобы дети могли свободно им играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы, выдвижные ящики, корзины, контейнеры. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Познакомиться с развивающей предметно-пространственной средой, созданной в каждой группе можно в разделе "Наши группы". Территория детского сада - это разнообразные развивающие модули Уникальные бизиборды размещены на территории детского сада. С помощью этих развивающих досок ребенок учится разнообразным мелким движениям - открывать, нажимать, крутить. Игры с бизибордами полифункциональны и позволяют решать одновременно несколько задач. В создании бизибородов (идеи, эскизы, изготовление) принимали участие сотрудники, дети, родители.
На территории детского сада размещается еще один игровой комплекс - музыкальный домик. Оборудование домика - это разнообразные музыкальные инструменты, об истории возникновения и особенностях звучания которых дети узнают на занятиях.
Сюжетные полянки Для познавательного развития детей на территории детского сада созданы ландшафтные композиции: "Ферма", "Мельница", "Лес", "Сказка", Каждая композиция - это участок с малыми скульптурными формами. Дети знакомятся здесь с миром живой природы - дикими и домашними животными и птицами. Еще здесь можно увидеть героев знакомых сказок, вспомнить их сюжет.
Проект "ЭкоГрад" Есть у нас и опытно-экспериментальная площадка "ЭкоГрад", которая включает теплицу, тропу здоровья, клумбы, посадки лекарственных растений и все зеленые насаждения на территории.
Музей колокольчиков С апреля 2003 года в детском саду существует Музей колокольчиков. Коллекция колокольчиков постоянно пополняется новыми экспонатами, привезенными в качестве подарков детьми и родителями, а также нашими сотрудниками и гостями из разных городов и стран. В настоящее время музей насчитывает более 150 колокольчиков!
Проект "Детский сад - НаукоГрад" В детском саду дети осваивают азы робототехники и программирования с помощью программируемых роботов "Умная пчела" и "Робомышь" , робототехнического набора Matatalab и роботов на пульте управления. Проводят исследования с помощью совеременной детской цифровой лаборатории "Наураша". С помощью движущейся модели Solar System изучают строение солнечной системы. Проводят исследования с помощью цифрового микроскопа, наборов для научно-познавательных экспериментов. Изучают конструктивные технологии и 3Д-моделирование с помощью экологичного крафтового конструктора ЙОХОКУБ (подробнее).
Информационный центр Перед центральным входом в наш детский сад расположен информационный стенд. Родители и все посетители,пришедшие в детский сад, всегда могут получить информацию о планируемых мероприятиях, ознакомиться с рекомендациями специалистов и увидеть кадры из жизни детей в детском саду.
В раздевальной комнате каждой группы также имеется стенд с информацией: паспорт группы, режим дня, расписания занятий, объявления, консультации на актуальные темы, советы и рекомендации по развитию и воспитанию детей.
|