Логопедическая помощь
Логопедическая помощь в детском саду оказывается детям, имеющим речевые нарушения.
Основными задачами в работе являются:
- своевременное выявление нарушений устной речи;
- определение уровня и характера речевых нарушений;
- коррекция нарушений в развитии устной речи детей;
- разъяснение и распространение специальных логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей) воспитанников .
Основной формой организации коррекционной работы с детьми являются индивидуальные или подгрупповые занятия.
В содержание коррекционной работы входит:
- развитие подвижности артикуляционного аппарата;
- развитие дыхательной функции;
- развитие мелкой моторики;
- постановка, автоматизация и дифференциация звуков;
- развитие и совершенствование лексики;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие фразовой и связной речи;
- развитие фонематических процессов;
- подготовка к обучению грамоте;
- профилактика нарушений чтения и письма.
Учителем-логопедом проводятся занятия по подготовке к обучению грамоте:
- в средней группе 1 раз в неделю;
- в старшей группе 2 раза в неделю;
- в подготовительной группе 2 раза в неделю.
В содержание занятий входят следующие разделы:
1. Звуки:
-
понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;
-
характеристики звука: гласные и согласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие;
-
выделение в слове гласных звуков, согласных звуков: твердых, мягких, звонких, глухих;
-
выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
-
звуковой анализ состава слогов и слов;
-
чтение и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
2. Слоги:
-
понятие «слог», слоговой анализ слов;
-
подбор слов на заданное количество слогов;
-
выделение в словах первого и последнего слогов;
-
подбор слов на заданный слог;
-
составление прямых и обратных слогов.
3. Слова:
-
выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;
-
составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;
-
изменение слов путём замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов;
-
выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам;
-
восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;
-
последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава.
4. Буквы:
- знакомство с буквами;
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- согласные и гласные буквы;
- соотнесение букв и звуков;
- усвоение графических образов букв (конструирование, написание, выкладывание)
- слитное чтение слогов;
- сознательное плавное слоговое чтение слов, предложений и текстов;
- составление из знакомых букв разрезной азбуки слов и предложений.
Занятия для детей проводятся в интересной и увлекательной игровой форме с большим количеством наглядного, демонстрационного и раздаточного материала.