Детская тревожность
В своей повседневной жизни человек порой испытывает особые состояния, связанные с ожиданиями неприятностей, предчувствием беды – это состояние тревоги. Но тревога не всегда может расцениваться как негативное состояние. В рамках теории стресса тревогу рассматривают как стадию адаптации с готовностью к преодолению трудностей и мобилизацией ресурсов организма.
Пути преодоления трудностей могут быть различными: кто-то реагирует активно («надо действовать»), а кто-то пассивно («лучше переждать»). Какой способ преодоления трудностей станет привычным, во многом зависит от стиля воспитания в детском возрасте.
Если родители постоянно пытаются убедить ребенка в его беспомощности, то в дальнейшем в ответственные моменты он, скорее всего, будет испытывать «пассивную» тревогу. Постоянные же переживания тревоги запоминаются и становятся свойством личности – тревожностью. Тревожность - тенденция переживания нейтральной ситуации как угрожающей.
Чем опасна тревожность?
- У ребенка появляется склонность воспринимать окружающий мир как заключающий в себе опасность в большей степени, чем это есть на самом деле.
- Это состояние создает угрозу психологическому здоровью и способствует развитию психосоматических заболеваний.
- У ребенка снижается самооценка и уверенность в себе.
- Возникает неустойчивость поведения, снижается любознательность.
- При ошибках и неудачах появляется нервозность, раздражительность и свой неуспех объясняется внешними причинами.
Одной из важнейших причин повышенного уровня детской тревожности является нарушение детско-родительских отношений:
- излишняя опека (большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание, когда забота матери о ребенке состоит из одних опасений, тревог);
- отвержение, неприятие ребенка (невозможность удовлетворения потребности в любви, ласке и защите);
- завышенные требования, с которыми ребенок не в силах справиться (желание взрослого воплотить собственные нереализованные мечты в своем ребенке или противоречивость требований взрослых);
- несформированность бытовых навыков (неумение самостоятельно одеваться, укладываться спать и т.д.);
- резкое изменение условий жизни (например,, поступление в детский сад, школу).